Год 1928. Италия. Шесть лет жил Максим Горький в Сорренто. На родину не пускала болезнь. Потом решил ехать. Москва жила обычной жизнью. Первого января на улице было -15 градусов, снег. В беседе с журналистами нарком иностранных дел Чичерин выразил надежду, что 1928 год будет годом мирным.
«100000 в партию Ленина». По всей стране писались заявления с просьбой принять в партию. По-прежнему миллионы людей были безграмотны, особенно в сельской местности. Женская безграмотность была гораздо выше мужской. На кадрах кинохроники сохранилось открытие школы в деревне Бичихи Ярославской губернии.
В 1928 году отмечали столетний юбилей Льва Толстого. Несмотря на графский титул писателя, нарком просвещения Луначарский признал, что произведения Толстого нужны новой России. На юбилее собралось много известных писателей, в том числе Стефан Цвейг.
В то время как взрослое население вновь садилось за буквари, учёные работали над новыми открытиями. В конце 1920-х гг. трудились академики Павлов, Иоффе, Вернадский. Снаряжались научные экспедиции. Академик Кулик был пионером изучения Тунгусского метеорита, который взорвался на реке Тунгуска в 1908 году. Совершив первую экспедицию в 1928 году, он потом ещё не раз возвращался на место катастрофы, но так и не смог найти хоть какой-то осколок метеорита.
Посылая коммунистов на организацию хлебозаготовок для страны, партия заботилась и о проведении сева. Борьба за хлеб – составная часть борьбы за индустриализацию. Свыше 20 тысяч ячеек, четверть миллиона коммунистов в деревне. Подготовлялось и начиналось массовок колхозное движение. И не только в европейской России шёл поворот крестьянства к колхозам, но и в дальних уголках СССР.